Архивы за месяц: Июнь 2020

Смешанное обучение

Термины и понятия

Понятие смешанного обучения появилось совсем недавно, кроме того существует множество определений. В общем виде это звучит так…

Смешанное обучение – это сочетание индивидуального и онлайн обучения, основывающееся на выборе соответствующей среды обучения в зависимости от желаемых результатов. Отличительной чертой смешанного обучения является сочетание индивидуального обучения с любыми другими методами и техниками преподавания.

В российском законодательстве мы встречаемся с термином Электронное обучение, которое определяется так

Электронное обучение — организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
 

Мы же с вами, будем,  рассматривать смешанное обучение, в котором выделим  три компонента, которые включают в себя:

  • очное обучение,  представляющее собой традиционный формат  занятий в классе;
  • самостоятельное  обучение — включающее самостоятельную работу обучающихся: поиск материалов в учебниках, пособиях, сети и т.д
  • онлайн обучение, например, с помощью  сред дистанционного обучения, вебинаров, онлайн конференций, скайп или вики  и др.

Необходимо осознавать, что смешивать  можно очень многое:

  • формальное и неформальное обучение
  • пространства для обучения и класса
  • электронных образовательные и другие ресуры для обучения.
  • сотрудничество в классе и вне класса
  • цифровое и физическое пространство
  • и пр.
Физическое и педагогическое пространство смешаного обучения
Наглядно возможности смешанного обучения,  можно   представить с использованием следующих схем, в которых выделяются компоненты  физического и педагогического пространства обучения.
Физическое пространство смешанного обучения
Педагогическое пространство смешанного обучения
По сути, смешанное обучение это система, в которой составляющие ее компоненты гармонично взаимодействуют, при условии, что все эти компоненты грамотно методически организованы.
Уровни смешанного обучения
Разработанные международной ассоциацией по дистанционному обучению iNacol рекомендации к учителям и ученикам, выделяют следующие уровни смешанного обучения:
Важным элементом  всех моделей смешанного обучения, является интерактивное взаимодействие, которое может осуществляться по следующим схемам:
  1. Взаимодействие учитель — ученик ( обмен электронными сообщениями, объявления, дискуссии, мини лекции)
  2. Взаимодействие ученик-ученик (дискуссии, групповая работа, взаимооценка работ и др.)
  3. Взаимодействие ученик — учебный материал (материал для чтения, электронные учебники, пособия и материалы курса)
Элементы и фокторы смешанного обучения

Взаимосвязь частей смешанного обучения

Две части смешанного обучения взаимосвязаны. То, что происходит в сети, не должно быть отделено от того, что происходит в классе. Это важный момент. Работа в классе должна быть продолжением работы учащихся в интернете и наоборот.

Задача учителя — соединить воедино эти две составляющие. Результаты работы онлайн привнести в класс и на их основе построить занятия. А затем, пообщавшись с детьми лицом к лицу, поняв их проблемы, направить их работу в онлайн.

Необходимо различать смешанное обучение и привнесение информационных технлогий в класс. Регулярное использование планшетов, компьютеров для выполнения заданий, использование интерактивной доски — это просто «использование новых технлогий», сама классно-урочная система остается прежней.

Смешанное обучение предполагает вынесение части учебной работы в интернет под ответственность ученика. За счет этого в классе у учителя высвобождается время, которое он может использовать для групповой или индивидуальной работы, подтягивая отстающих или углубляя и расширяя тему с продвинутыми учениками.

Элементы качественного смешанного обучения

1) Посмотрим снова на определение. Видим, что первая его часть состоит в том, что обучение должно быть персонализированным. Оно должно идти от потребностей каждого ученика, а не класса в целом.

2) Обучение основано на мастерстве. Это означает, что учащиеся могут перейти к следующей теме, только овладев данной. Они должны продемонстрировать свое мастерство и только после этого идти дальше.

3) Третий элемент — высокие ожидания учащихся. Для этого необходимо, чтобы учащиеся имели четко определенные строгие стандарты. Тогда они смогут выстроить свой маршрут к конечной цели, спланировать его во времени и месте.

4) И четвертый фактор — учащиеся должны принимать на себя ответственность за результаты своей учебы. Они должны понимать, что все, чего они достигли, — это результат их деятельности, результат принятых ими решений.

Посмотрев внимательно на эти четыре фактора, мы увидим, что смешанное обучение готовит учащихся к дальнейшему обучению не только в высших учебных заведениях, но и вообще в течение жизни.

Модели организации смешанного обучения

1. Смена рабочих зон

Здесь необходимо перестраивать пространство класса — выделить и оформить рабочие зоны. Одна из зон — зона работы онлайн. Другие зоны — на усмотрение учителя, например, зона групповой работы, зона работы с учителем и т.д. Учащиеся делятся на группы и по кругу переходят из зоны в зону через определенные промежутки времени.

Эта модель самая распространенная в США и Европе. Достаточно легко ее реализовать и у нас, если есть достаточно компьютерной техники в школе и если удастся вписаться в нормы СапПиН. Вопрос к читателям: Знаете ли вы учителя, реализовавшего эту модель смешанного обучения?

2. Смена классов (лабораторий)

Если в школе нет возможности организовать онлайн-зоны в классах (например, не хватает техники), то роль этой зоны играет компьютерный класс. Учителя проводят занятия в нем согласно договоренностям между собой (по расписанию). Эта модель похожа на предыдущую, но действует на уровне школы.

3. Индивидуальный план

Эта модель может быть реализована как на уровне школы, так и на уровне класса. Каждый ученик получает индивидуальный план, разработанный учителем или компьютерной программой. Онлайн-обучение активно используется для теоретической подготовки, работы с различными тренажерами и т.д.

В данной модели ученику не обязательно посещать все имеющиеся рабочие зоны (лаборатории), только те, которые прописаны в плане.

4. Перевернутый класс

Эта модель переворачивает традиционное понимание классной и домашней работ. Дома учащиеся работают в онлайн для отработки теоретического материала: смотрят видео лекции, читают статьи и т.п., а в классе проводятся групповые занятия, практические работы, решение сложных задач, вопросов и т.п. Благодаря перевернутости, у учителя имеется больше времени на более интересные и полезные занятия, чем чтение лекций и рассказов по презентациям.

Инфографика — 4 модели смешанного обучения

Рассмотренные 4 модели достаточно легко реализовать в классно-урочной системе. Поэтому я создал инфографику по ним, чтобы было удобнее распространять информацию.

 

Кроме перечисленных моделей можно назвать еще несколько. Они отличаются увеличивающейся долей онлайн-обучения. Для нашей школы такие модели, как мне кажется, достаточно экзотичны, поэтому  не внесены в инфографику.

5. Гибкий план

Данная модель смешанного обучения максимально учитывает потребности ученика. Здесь основой является онлайн-обучение, а учителя оказывают ученику необходимую поддержку. В данном случае степень контроля прохождения курса учеником очень высока, он сам решает (или следует рекомендациям учителей), какие занятия и когда ему посещать.

6. Виртуальная модель

В данной модели посещение школы не является обязательным. Ученик учится на онлайн-курсах, общается виртуально с учителем по мере необходимости, может брать занятия у других учителей, при необходимости может прийти в школу на какие-либо занятия.

Модели смешанного обучения 5 и 6 возможно реализовать, например, если ученик — спортсмен, часто находится в отъездах на сборы и соревнования.

Естественно, описанные 6 моделей не образуют исчерпывающий список. Его можно изменять, дополнять. Если школа решит переходить на смешанное обучение, то опираясь на данный список, можно выработать свою схему (или несколько схем), учитывающую местную специфику

7.  Модель «Обучающий конкурс»

В основе этой модели лежит серия дистанционных обучающих конкурсов, задания которых созданы с учетом ФГОС и итоговых образовательных результатов по предмету.
Использовать эту модель можно в нескольких форматах: параллельно прохождению образовательной программы, с опережением или возвращаясь к уже изученному.
Конкурс выступает мотивирующей составляющей, повышающей познавательную активность и интерес к изучаемому предмету.
Апробация данной модели сейчас проводится Центром «Снейл» на базе нескольких Омских школ.

 

Применение моделей смешанного обучения для введения новой лексики на уроках английского языка в 6 классе Предмет: Английский язык (учебник Spotlight)

Автор разработки урока:  Козодой М.В.

Название разработки: Применение моделей смешанного обучения для введения новой лексики на уроках английского языка в 6 классе
Предмет:  Английский язык (учебник Spotlight)
Класс: 6 класс, модуль 3
Форма занятия: (Урок).
Актуальность: Актуальность обусловлена нехваткой времени на отработку нового материала в речи на уроке.
Цель: развитие навыков употребления в речи изученных ранее и введение новых ЛЕ по теме «Дом. Квартира»;  закрепление использования  местоимений some/any, артиклей a/an,  предлогов места.
Задачи:
1. Используя информацию и материалы, предоставленные учителем, актуализировать в речи учащихся ЛЕ по теме «Дом. Квартира», повторить и закрепить местоимения some/any, предлоги места.
2. Отработать знания на практике с использованием ИКТ.
3. Сформулировать домашнее задание в соответствии с логикой дальнейшего изучения предмета с использованием ИКТ.
Виды деятельности, которую осуществляют школьники (учебно-исследовательская, коммуникативная).
Прогнозируемые результаты:

Предметные:

  •  умение применять ЛЕ по теме «Дом. Квартира» в речи;
  •  умение применять местоимения some/any, предлогов места на базе активной лексики урока;
  • умение действовать по образцу при выполнении упражнений.

Метапредметные и личностные результаты:

 

1.  Личностные УУД:

  • формирование ответственного отношения к учению;
  • формирование самооценки и самоорганизации, готовности  и способности обучающихся к саморазвитию;
  • принятие ценностей семейной жизни.

2. Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка и принятие учебных задач урока);
  •  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

3. Познавательные УУД

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

4. Коммуникативные УУД

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.
Оборудование:
Учебник Spotlight 6 класс, экран (или интерактивная доска), 3 ноутбука с гарнитурами +1 компьютер или ноутбук и документ камера; картинки с изображением дома в разрезе и предметов мебели



Тема урока: » Путешествие по дому»

ПОДГОТОВКА К УРОКУ
Предварительная часть проводится дома.

Видеоурок «Welcome to the House TOUR!»

 
Предварительное задание: посмотрите видео и выпишите в словарь новые слова.


Задания  после просмотра видео

СЦЕНАРИЙ (ХОД) УРОКА В КЛАССЕ

Ход урока:

 
Деятельность учителя 
1. Актуализация знаний и целеполагание.
Орг. момент и беседа по домашнему заданию.
Учитель задает вопросы по видео и заданиям к нему.
Спрашивает, нашли ли кота, вместе выполняют задание и спрашивает, играли ли они в игры и предлагает поиграть вместе.


игра 1 (названия комнат) игра 2(предлоги)  игра 3 (предлоги)игра 1    игра 2     игра 3  (для семинара)

2. Изучение нового материала (смена занятий в рабочих зонах)1 зона. Исследовательская (по упр. 3) — индивидуальная работа на ноутбуках с гарнитурами
Задание: 
Посмотреть видео, сформулировать правило, когда употребляются местоимения some, any, a/an и записать его в тетради.

Задание iSpring 2 зона (по упр. 8) — групповая работа
Задание:
На картинке расположить предметы мебели в комнате своей команды, составить не менее 5 предложений о том, что есть в комнате и записать их в  тетрадях. Когда все группы выполнят задание, учитель  выводит готовое изображение дома на экран или интерактивную доску с помощью документ камеры.
Картинка

3 зона (по упр 6-7) — читают диалог в учебнике по ролям, выполняют задание4 зона Групповая работа под контролем  учителя по итогам задания 1 зоны.
Деятельность учащихся:
Стремятся к четкому выполнению задач, поставленных
учителем. З
аписывают материал в тетради.

Располагают предметы мебели на картинке, составляют предложения вместе, записывают их в тетради.






Выполняют задания
3. Применение знания
Деятельность учителя:
1. Просит посмотреть  план дома, составленный группами. What rooms can you see? 
2. Просит рассказать, какие предметы мебели есть в каждой комнате, активизирует в речи обороты There is/There are.
3. С помощью вопросов типа What is there
in the living room? 
активизирует в речи учащихся местоимения some/any
артикль a/an.
4. Закрепляет использование предлогов места на базе
активной лексики урока.



Игра-викторина PPT с элементами рефлексии
Деятельность учащихся:
Выполняют задания, пользуясь своими записями, при необходимости, корректируют их.







4. Домашнее задание

1. Test iSpring *

2. Творческое задание: сделать проект:

Материалы для учащихся, не присутствующих на уроке: все интерактивности урока.
Указание источников: