admin

Смешанное обучение

Термины и понятия

Понятие смешанного обучения появилось совсем недавно, кроме того существует множество определений. В общем виде это звучит так…

Смешанное обучение – это сочетание индивидуального и онлайн обучения, основывающееся на выборе соответствующей среды обучения в зависимости от желаемых результатов. Отличительной чертой смешанного обучения является сочетание индивидуального обучения с любыми другими методами и техниками преподавания.

В российском законодательстве мы встречаемся с термином Электронное обучение, которое определяется так

Электронное обучение — организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
 

Мы же с вами, будем,  рассматривать смешанное обучение, в котором выделим  три компонента, которые включают в себя:

  • очное обучение,  представляющее собой традиционный формат  занятий в классе;
  • самостоятельное  обучение — включающее самостоятельную работу обучающихся: поиск материалов в учебниках, пособиях, сети и т.д
  • онлайн обучение, например, с помощью  сред дистанционного обучения, вебинаров, онлайн конференций, скайп или вики  и др.

Необходимо осознавать, что смешивать  можно очень многое:

  • формальное и неформальное обучение
  • пространства для обучения и класса
  • электронных образовательные и другие ресуры для обучения.
  • сотрудничество в классе и вне класса
  • цифровое и физическое пространство
  • и пр.
Физическое и педагогическое пространство смешаного обучения
Наглядно возможности смешанного обучения,  можно   представить с использованием следующих схем, в которых выделяются компоненты  физического и педагогического пространства обучения.
Физическое пространство смешанного обучения
Педагогическое пространство смешанного обучения
По сути, смешанное обучение это система, в которой составляющие ее компоненты гармонично взаимодействуют, при условии, что все эти компоненты грамотно методически организованы.
Уровни смешанного обучения
Разработанные международной ассоциацией по дистанционному обучению iNacol рекомендации к учителям и ученикам, выделяют следующие уровни смешанного обучения:
Важным элементом  всех моделей смешанного обучения, является интерактивное взаимодействие, которое может осуществляться по следующим схемам:
  1. Взаимодействие учитель — ученик ( обмен электронными сообщениями, объявления, дискуссии, мини лекции)
  2. Взаимодействие ученик-ученик (дискуссии, групповая работа, взаимооценка работ и др.)
  3. Взаимодействие ученик — учебный материал (материал для чтения, электронные учебники, пособия и материалы курса)
Элементы и фокторы смешанного обучения

Взаимосвязь частей смешанного обучения

Две части смешанного обучения взаимосвязаны. То, что происходит в сети, не должно быть отделено от того, что происходит в классе. Это важный момент. Работа в классе должна быть продолжением работы учащихся в интернете и наоборот.

Задача учителя — соединить воедино эти две составляющие. Результаты работы онлайн привнести в класс и на их основе построить занятия. А затем, пообщавшись с детьми лицом к лицу, поняв их проблемы, направить их работу в онлайн.

Необходимо различать смешанное обучение и привнесение информационных технлогий в класс. Регулярное использование планшетов, компьютеров для выполнения заданий, использование интерактивной доски — это просто «использование новых технлогий», сама классно-урочная система остается прежней.

Смешанное обучение предполагает вынесение части учебной работы в интернет под ответственность ученика. За счет этого в классе у учителя высвобождается время, которое он может использовать для групповой или индивидуальной работы, подтягивая отстающих или углубляя и расширяя тему с продвинутыми учениками.

Элементы качественного смешанного обучения

1) Посмотрим снова на определение. Видим, что первая его часть состоит в том, что обучение должно быть персонализированным. Оно должно идти от потребностей каждого ученика, а не класса в целом.

2) Обучение основано на мастерстве. Это означает, что учащиеся могут перейти к следующей теме, только овладев данной. Они должны продемонстрировать свое мастерство и только после этого идти дальше.

3) Третий элемент — высокие ожидания учащихся. Для этого необходимо, чтобы учащиеся имели четко определенные строгие стандарты. Тогда они смогут выстроить свой маршрут к конечной цели, спланировать его во времени и месте.

4) И четвертый фактор — учащиеся должны принимать на себя ответственность за результаты своей учебы. Они должны понимать, что все, чего они достигли, — это результат их деятельности, результат принятых ими решений.

Посмотрев внимательно на эти четыре фактора, мы увидим, что смешанное обучение готовит учащихся к дальнейшему обучению не только в высших учебных заведениях, но и вообще в течение жизни.

Модели организации смешанного обучения

1. Смена рабочих зон

Здесь необходимо перестраивать пространство класса — выделить и оформить рабочие зоны. Одна из зон — зона работы онлайн. Другие зоны — на усмотрение учителя, например, зона групповой работы, зона работы с учителем и т.д. Учащиеся делятся на группы и по кругу переходят из зоны в зону через определенные промежутки времени.

Эта модель самая распространенная в США и Европе. Достаточно легко ее реализовать и у нас, если есть достаточно компьютерной техники в школе и если удастся вписаться в нормы СапПиН. Вопрос к читателям: Знаете ли вы учителя, реализовавшего эту модель смешанного обучения?

2. Смена классов (лабораторий)

Если в школе нет возможности организовать онлайн-зоны в классах (например, не хватает техники), то роль этой зоны играет компьютерный класс. Учителя проводят занятия в нем согласно договоренностям между собой (по расписанию). Эта модель похожа на предыдущую, но действует на уровне школы.

3. Индивидуальный план

Эта модель может быть реализована как на уровне школы, так и на уровне класса. Каждый ученик получает индивидуальный план, разработанный учителем или компьютерной программой. Онлайн-обучение активно используется для теоретической подготовки, работы с различными тренажерами и т.д.

В данной модели ученику не обязательно посещать все имеющиеся рабочие зоны (лаборатории), только те, которые прописаны в плане.

4. Перевернутый класс

Эта модель переворачивает традиционное понимание классной и домашней работ. Дома учащиеся работают в онлайн для отработки теоретического материала: смотрят видео лекции, читают статьи и т.п., а в классе проводятся групповые занятия, практические работы, решение сложных задач, вопросов и т.п. Благодаря перевернутости, у учителя имеется больше времени на более интересные и полезные занятия, чем чтение лекций и рассказов по презентациям.

Инфографика — 4 модели смешанного обучения

Рассмотренные 4 модели достаточно легко реализовать в классно-урочной системе. Поэтому я создал инфографику по ним, чтобы было удобнее распространять информацию.

 

Кроме перечисленных моделей можно назвать еще несколько. Они отличаются увеличивающейся долей онлайн-обучения. Для нашей школы такие модели, как мне кажется, достаточно экзотичны, поэтому  не внесены в инфографику.

5. Гибкий план

Данная модель смешанного обучения максимально учитывает потребности ученика. Здесь основой является онлайн-обучение, а учителя оказывают ученику необходимую поддержку. В данном случае степень контроля прохождения курса учеником очень высока, он сам решает (или следует рекомендациям учителей), какие занятия и когда ему посещать.

6. Виртуальная модель

В данной модели посещение школы не является обязательным. Ученик учится на онлайн-курсах, общается виртуально с учителем по мере необходимости, может брать занятия у других учителей, при необходимости может прийти в школу на какие-либо занятия.

Модели смешанного обучения 5 и 6 возможно реализовать, например, если ученик — спортсмен, часто находится в отъездах на сборы и соревнования.

Естественно, описанные 6 моделей не образуют исчерпывающий список. Его можно изменять, дополнять. Если школа решит переходить на смешанное обучение, то опираясь на данный список, можно выработать свою схему (или несколько схем), учитывающую местную специфику

7.  Модель «Обучающий конкурс»

В основе этой модели лежит серия дистанционных обучающих конкурсов, задания которых созданы с учетом ФГОС и итоговых образовательных результатов по предмету.
Использовать эту модель можно в нескольких форматах: параллельно прохождению образовательной программы, с опережением или возвращаясь к уже изученному.
Конкурс выступает мотивирующей составляющей, повышающей познавательную активность и интерес к изучаемому предмету.
Апробация данной модели сейчас проводится Центром «Снейл» на базе нескольких Омских школ.

 

Применение моделей смешанного обучения для введения новой лексики на уроках английского языка в 6 классе Предмет: Английский язык (учебник Spotlight)

Автор разработки урока:  Козодой М.В.

Название разработки: Применение моделей смешанного обучения для введения новой лексики на уроках английского языка в 6 классе
Предмет:  Английский язык (учебник Spotlight)
Класс: 6 класс, модуль 3
Форма занятия: (Урок).
Актуальность: Актуальность обусловлена нехваткой времени на отработку нового материала в речи на уроке.
Цель: развитие навыков употребления в речи изученных ранее и введение новых ЛЕ по теме «Дом. Квартира»;  закрепление использования  местоимений some/any, артиклей a/an,  предлогов места.
Задачи:
1. Используя информацию и материалы, предоставленные учителем, актуализировать в речи учащихся ЛЕ по теме «Дом. Квартира», повторить и закрепить местоимения some/any, предлоги места.
2. Отработать знания на практике с использованием ИКТ.
3. Сформулировать домашнее задание в соответствии с логикой дальнейшего изучения предмета с использованием ИКТ.
Виды деятельности, которую осуществляют школьники (учебно-исследовательская, коммуникативная).
Прогнозируемые результаты:

Предметные:

  •  умение применять ЛЕ по теме «Дом. Квартира» в речи;
  •  умение применять местоимения some/any, предлогов места на базе активной лексики урока;
  • умение действовать по образцу при выполнении упражнений.

Метапредметные и личностные результаты:

 

1.  Личностные УУД:

  • формирование ответственного отношения к учению;
  • формирование самооценки и самоорганизации, готовности  и способности обучающихся к саморазвитию;
  • принятие ценностей семейной жизни.

2. Регулятивные УУД:

  • умение самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка и принятие учебных задач урока);
  •  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

3. Познавательные УУД

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

4. Коммуникативные УУД

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.
Оборудование:
Учебник Spotlight 6 класс, экран (или интерактивная доска), 3 ноутбука с гарнитурами +1 компьютер или ноутбук и документ камера; картинки с изображением дома в разрезе и предметов мебели



Тема урока: » Путешествие по дому»

ПОДГОТОВКА К УРОКУ
Предварительная часть проводится дома.

Видеоурок «Welcome to the House TOUR!»

 
Предварительное задание: посмотрите видео и выпишите в словарь новые слова.


Задания  после просмотра видео

СЦЕНАРИЙ (ХОД) УРОКА В КЛАССЕ

Ход урока:

 
Деятельность учителя 
1. Актуализация знаний и целеполагание.
Орг. момент и беседа по домашнему заданию.
Учитель задает вопросы по видео и заданиям к нему.
Спрашивает, нашли ли кота, вместе выполняют задание и спрашивает, играли ли они в игры и предлагает поиграть вместе.


игра 1 (названия комнат) игра 2(предлоги)  игра 3 (предлоги)игра 1    игра 2     игра 3  (для семинара)

2. Изучение нового материала (смена занятий в рабочих зонах)1 зона. Исследовательская (по упр. 3) — индивидуальная работа на ноутбуках с гарнитурами
Задание: 
Посмотреть видео, сформулировать правило, когда употребляются местоимения some, any, a/an и записать его в тетради.

Задание iSpring 2 зона (по упр. 8) — групповая работа
Задание:
На картинке расположить предметы мебели в комнате своей команды, составить не менее 5 предложений о том, что есть в комнате и записать их в  тетрадях. Когда все группы выполнят задание, учитель  выводит готовое изображение дома на экран или интерактивную доску с помощью документ камеры.
Картинка

3 зона (по упр 6-7) — читают диалог в учебнике по ролям, выполняют задание4 зона Групповая работа под контролем  учителя по итогам задания 1 зоны.
Деятельность учащихся:
Стремятся к четкому выполнению задач, поставленных
учителем. З
аписывают материал в тетради.

Располагают предметы мебели на картинке, составляют предложения вместе, записывают их в тетради.






Выполняют задания
3. Применение знания
Деятельность учителя:
1. Просит посмотреть  план дома, составленный группами. What rooms can you see? 
2. Просит рассказать, какие предметы мебели есть в каждой комнате, активизирует в речи обороты There is/There are.
3. С помощью вопросов типа What is there
in the living room? 
активизирует в речи учащихся местоимения some/any
артикль a/an.
4. Закрепляет использование предлогов места на базе
активной лексики урока.



Игра-викторина PPT с элементами рефлексии
Деятельность учащихся:
Выполняют задания, пользуясь своими записями, при необходимости, корректируют их.







4. Домашнее задание

1. Test iSpring *

2. Творческое задание: сделать проект:

Материалы для учащихся, не присутствующих на уроке: все интерактивности урока.
Указание источников:

Интересная идея по использованию QR-кодов

Современные подростки много времени проводят со своим телефоном. И «вытащить» их оттуда порой ой как непросто. Но давайте посмотрим, как телефон можно использовать для учебы (и речь пойдет не об обучающих программах и играх или прослушивания подкастов, хотя, конечно же, они очень полезны).

При работе с учениками 8-11 классов для разнообразия занятий можно использовать QR-коды. QR-код (англ. quick response — быстрый отклик) — матричный код (двумерный штрихкод), который позволяет моментально заносить в свой телефон текстовую информацию, добавлять контакты в адресную книгу, переходить по web-ссылкам и т. д. С помощью QR-кода можно организовать различные квесты, конкурсы и игры.

В QR код можно перевести любой текст или ссылку. Есть много сайтов — генераторов кодов, например: http://qrcoder.ru/ Так можно распечатать любое задание или текст, а дети с помощью телефона сохранят код себе и откроют задание, когда это будет необходимо.

В приложении вы видите примеры, как можно представить тексты для чтения или информацию для подготовки сообщения о жизни известного человека — зашифровать в коды нужную информацию. Такие коды можно использовать при подготовке дополнительного (со стороны учащегося) материала к уроку. Ученики будут только рады такому способу «добывания» знаний. А уж если вы решите устроить настоящий квест с использованием в нем вместо обычных заданий QR-кодов, то ваши ученики будут просто в восторге.

   
 


Как вставить google презентацию в сайт WordPress

Инструкция для новичков.

Эту инструкцию я писала для одной из заведующих садиком нашего района. Думаю, что она пригодится всем, у кого есть сайты на WordPress.  И так, начнем творить… 🙂

  1. Открываем Вашу презентацию на диске google как google презентацию. Для этого вверху есть ссылка «открыть с помощью»… выбираете google презентации и немного ждем, пока сервис конвертирует Вашу  ppt презентацию.
  2. Когда презентация откроется как  google, нажимаем «файл» в левом верхнем углу и находите ссылку «опубликовать в интернете»
  3. Появляется всплывающее меню. нам нужна ссылка «встроить»:

Снимок

4. Нажимаем ее, потом с помощью треугольничка (я его обвела) выбираем размер окна (маленький):

Снимок1

5. И внизу копируем код из окошка:

Снимок2

6. Теперь переходим на страницу своего сайта. Ставим курсор туда, куда нужно встроить презентацию, потом переходим в режим «текст» (в редакторе справа рядом со ссылкой «Визуально»):Снимок3

и вставляем код в нужное место.Смотрите, как изменилась страница 🙂

Снимок4

Переходим в режим «визуально» и ТА-ДАМ, видим нашу презентацию…

 

Теперь только нужно нажать кнопку «обновить» справа.

Google Docs — полезные сервисы

Как работать с Google — таблицами, Инструкция ля новичка.

 

 

Безопасность в интернете

Полезные материалы для уроков и занятий

Следить за безопасностью в интернете некому. Поэтому, каждый пользователь интернета должен знать об угрозах, которые  подстерегают его на просторах глобальной сети, и уметь обезопасить свой компьютер и себя от негативных действий злоумышленников.» Центр безопасного Интернета в России.

Приведенные ниже материалы могут быть использованы на уроках информатики и занятиях кружка.

На данном сайте представлены подготовленные совместно с Информационно-аналитическим ресурсом «Ваш личный Интернет» и Интернет-Университетом Информационных Технологий материалы для детей, их родителей и учителей — интерактивные сценарии,  короткие тесты, готовые планы уроков, — благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете.

На сайте предлагается понятная, применимая на практике информация по Интернет-безопасности, изучив которую даже начинающие пользователи смогут эффективно использовать ресурсы сети и защитить себя от нежелательного контента.

Рассказы для детей 7–10 лет

Рассказы для детей 11–16 лет

Для Родителей

В этом разделе предлагается изучить проблемы информационной безопасности посредством рассказов в картинках. Кроме сведений об информационной безопасности, в рассказах также содержатся задания и вопросы, которые следует принять во внимание.Дети могут работать с рассказами самостоятельно, в небольших группах или под руководством учителя. Рассказы предназначены в основном для разных возрастных групп, но их можно использовать в соответствии с уровнем навыков ученика.

  • Бесконечный лес — это рассказ о девятилетнем Николае, который учится пользоваться компьютером и электронной почтой. Кроме всего прочего, рассказ знакомит читателей с тем, что такое Интернет и что в нем можно делать. В то же время он объясняет, что в Интернете существует много опасностей, от которых необходимо защититься.
  • Новые друзья Ани — это продолжение рассказа «Бесконечный лес»; главная героиня этого рассказа — Аня, двоюродная сестра Коли. В рассказе описывается общественная сущность Интернета, манеры, публикация изображений и авторское право.
  • Рассказ Римская группа начинается с того, что Эмма, которая занимается в школьном драматическом кружке, получает сценарий от неизвестного друга по чату. Среди прочего, в рассказе рассматриваются вопросы авторского права, защиты компьютера и значение паролей.
  • Конфликты и происшествия — этот раздел состоит из коротких рассказов, в которых рассматриваются вопросы достоверности информации в Интернете, ответственности, связанной с публикаций фотографий и текстов, а также вопросы знакомства с пользователями в Интернете и одноранговых сетях.
  • Для запуска рассказов необходим дополнительный модуль Flash. Если он отсутствует, перейдите по этой ссылке.
  • Проект «Разбираем Интернет»рассказывает об устройстве электронного мозга сетевого пространства. Здесь можно узнаешь о том, как получить доступ к знаниям, находить нужную информацию, критически оценивать контент, создавать собственные интернет-проекты, общаться — и делать все это, соблюдая простые правила безопасности.
Никто лучше вас не объяснит ребенку правила поведения в той или иной ситуации. Чтобы вам было проще ориентироваться в мире стремительно развивающихся технологий, мы предлагаем вашему вниманию некоторые рекомендации, подготовленные при участии специалистов по информационной безопасности, родителей, педагогов и общественных организаций. Вместе мы сможем воспитать новое поколение ответственных пользователей.

Будет интересной для всех —  Азбука Интернет-безопасности

А еще можно всем вместе с пользой поиграть! Игра для детей «Через дикий лес Интернета».

800px-Безопасность_в_Интернете_Петрова_Г

 

Материал ля статьи взят с этой страницы

Квест-проект «Сколько ни было б нам лет, мы освоим интернет»

Квест-проект «Сколько ни было б нам лет, мы освоим интернет» проводится в рамках программы «Учимся с Intel» для педагогов, школьников и их старших родственников. Регистрация открыта для всех участников Образовательной Галактики Intel.

Цели квест-проекта: повышения самостоятельности, творческих способностей, критического мышления, навыков работы в команде, познавательной активности субъектов учебно-воспитательного процесса и популяризации современных информационных технологий и полезных онлайн сервисов среди людей старшего возраста, помощи им в приобретении практических навыков использования интернета для решения повседневных задач. Читать далее

Видеоролик Совета Федерации

Видеоролик, подготовленный пресс-службой Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, о проведении 30 октября во всех школах страны Единого урока безопасности в сети Интернет.

 

 

Видеоурок по теме «Безопасность в сети Интернет»

С целью облегчения организации Единого урока  подготовилен видеоурок.

Вы можете запустить его как на сайте, так и скачать. Ссылка для скачивания (mp4.3,3 Гб).

 

Методические материалы к единому уроку безопасности в сети Интернет

Методические материалы подготовленны специалистами Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО АПК и ППРО):

Материалы к урокам безопасного интернета также были подготовлены специалистами НП «Лига безопасного интернета»:

Для оперативного оповещения работников системы образования об открытии раздела на сайте www.сетевичок.рф доступна форма подписки на этой странице.