Смешанное обучение

Термины и понятия

Понятие смешанного обучения появилось совсем недавно, кроме того существует множество определений. В общем виде это звучит так…

Смешанное обучение – это сочетание индивидуального и онлайн обучения, основывающееся на выборе соответствующей среды обучения в зависимости от желаемых результатов. Отличительной чертой смешанного обучения является сочетание индивидуального обучения с любыми другими методами и техниками преподавания.

В российском законодательстве мы встречаемся с термином Электронное обучение, которое определяется так

Электронное обучение — организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
 

Мы же с вами, будем,  рассматривать смешанное обучение, в котором выделим  три компонента, которые включают в себя:

  • очное обучение,  представляющее собой традиционный формат  занятий в классе;
  • самостоятельное  обучение — включающее самостоятельную работу обучающихся: поиск материалов в учебниках, пособиях, сети и т.д
  • онлайн обучение, например, с помощью  сред дистанционного обучения, вебинаров, онлайн конференций, скайп или вики  и др.

Необходимо осознавать, что смешивать  можно очень многое:

  • формальное и неформальное обучение
  • пространства для обучения и класса
  • электронных образовательные и другие ресуры для обучения.
  • сотрудничество в классе и вне класса
  • цифровое и физическое пространство
  • и пр.
Физическое и педагогическое пространство смешаного обучения
Наглядно возможности смешанного обучения,  можно   представить с использованием следующих схем, в которых выделяются компоненты  физического и педагогического пространства обучения.
Физическое пространство смешанного обучения
Педагогическое пространство смешанного обучения
По сути, смешанное обучение это система, в которой составляющие ее компоненты гармонично взаимодействуют, при условии, что все эти компоненты грамотно методически организованы.
Уровни смешанного обучения
Разработанные международной ассоциацией по дистанционному обучению iNacol рекомендации к учителям и ученикам, выделяют следующие уровни смешанного обучения:
Важным элементом  всех моделей смешанного обучения, является интерактивное взаимодействие, которое может осуществляться по следующим схемам:
  1. Взаимодействие учитель — ученик ( обмен электронными сообщениями, объявления, дискуссии, мини лекции)
  2. Взаимодействие ученик-ученик (дискуссии, групповая работа, взаимооценка работ и др.)
  3. Взаимодействие ученик — учебный материал (материал для чтения, электронные учебники, пособия и материалы курса)
Элементы и фокторы смешанного обучения

Взаимосвязь частей смешанного обучения

Две части смешанного обучения взаимосвязаны. То, что происходит в сети, не должно быть отделено от того, что происходит в классе. Это важный момент. Работа в классе должна быть продолжением работы учащихся в интернете и наоборот.

Задача учителя — соединить воедино эти две составляющие. Результаты работы онлайн привнести в класс и на их основе построить занятия. А затем, пообщавшись с детьми лицом к лицу, поняв их проблемы, направить их работу в онлайн.

Необходимо различать смешанное обучение и привнесение информационных технлогий в класс. Регулярное использование планшетов, компьютеров для выполнения заданий, использование интерактивной доски — это просто «использование новых технлогий», сама классно-урочная система остается прежней.

Смешанное обучение предполагает вынесение части учебной работы в интернет под ответственность ученика. За счет этого в классе у учителя высвобождается время, которое он может использовать для групповой или индивидуальной работы, подтягивая отстающих или углубляя и расширяя тему с продвинутыми учениками.

Элементы качественного смешанного обучения

1) Посмотрим снова на определение. Видим, что первая его часть состоит в том, что обучение должно быть персонализированным. Оно должно идти от потребностей каждого ученика, а не класса в целом.

2) Обучение основано на мастерстве. Это означает, что учащиеся могут перейти к следующей теме, только овладев данной. Они должны продемонстрировать свое мастерство и только после этого идти дальше.

3) Третий элемент — высокие ожидания учащихся. Для этого необходимо, чтобы учащиеся имели четко определенные строгие стандарты. Тогда они смогут выстроить свой маршрут к конечной цели, спланировать его во времени и месте.

4) И четвертый фактор — учащиеся должны принимать на себя ответственность за результаты своей учебы. Они должны понимать, что все, чего они достигли, — это результат их деятельности, результат принятых ими решений.

Посмотрев внимательно на эти четыре фактора, мы увидим, что смешанное обучение готовит учащихся к дальнейшему обучению не только в высших учебных заведениях, но и вообще в течение жизни.

Модели организации смешанного обучения

1. Смена рабочих зон

Здесь необходимо перестраивать пространство класса — выделить и оформить рабочие зоны. Одна из зон — зона работы онлайн. Другие зоны — на усмотрение учителя, например, зона групповой работы, зона работы с учителем и т.д. Учащиеся делятся на группы и по кругу переходят из зоны в зону через определенные промежутки времени.

Эта модель самая распространенная в США и Европе. Достаточно легко ее реализовать и у нас, если есть достаточно компьютерной техники в школе и если удастся вписаться в нормы СапПиН. Вопрос к читателям: Знаете ли вы учителя, реализовавшего эту модель смешанного обучения?

2. Смена классов (лабораторий)

Если в школе нет возможности организовать онлайн-зоны в классах (например, не хватает техники), то роль этой зоны играет компьютерный класс. Учителя проводят занятия в нем согласно договоренностям между собой (по расписанию). Эта модель похожа на предыдущую, но действует на уровне школы.

3. Индивидуальный план

Эта модель может быть реализована как на уровне школы, так и на уровне класса. Каждый ученик получает индивидуальный план, разработанный учителем или компьютерной программой. Онлайн-обучение активно используется для теоретической подготовки, работы с различными тренажерами и т.д.

В данной модели ученику не обязательно посещать все имеющиеся рабочие зоны (лаборатории), только те, которые прописаны в плане.

4. Перевернутый класс

Эта модель переворачивает традиционное понимание классной и домашней работ. Дома учащиеся работают в онлайн для отработки теоретического материала: смотрят видео лекции, читают статьи и т.п., а в классе проводятся групповые занятия, практические работы, решение сложных задач, вопросов и т.п. Благодаря перевернутости, у учителя имеется больше времени на более интересные и полезные занятия, чем чтение лекций и рассказов по презентациям.

Инфографика — 4 модели смешанного обучения

Рассмотренные 4 модели достаточно легко реализовать в классно-урочной системе. Поэтому я создал инфографику по ним, чтобы было удобнее распространять информацию.

 

Кроме перечисленных моделей можно назвать еще несколько. Они отличаются увеличивающейся долей онлайн-обучения. Для нашей школы такие модели, как мне кажется, достаточно экзотичны, поэтому  не внесены в инфографику.

5. Гибкий план

Данная модель смешанного обучения максимально учитывает потребности ученика. Здесь основой является онлайн-обучение, а учителя оказывают ученику необходимую поддержку. В данном случае степень контроля прохождения курса учеником очень высока, он сам решает (или следует рекомендациям учителей), какие занятия и когда ему посещать.

6. Виртуальная модель

В данной модели посещение школы не является обязательным. Ученик учится на онлайн-курсах, общается виртуально с учителем по мере необходимости, может брать занятия у других учителей, при необходимости может прийти в школу на какие-либо занятия.

Модели смешанного обучения 5 и 6 возможно реализовать, например, если ученик — спортсмен, часто находится в отъездах на сборы и соревнования.

Естественно, описанные 6 моделей не образуют исчерпывающий список. Его можно изменять, дополнять. Если школа решит переходить на смешанное обучение, то опираясь на данный список, можно выработать свою схему (или несколько схем), учитывающую местную специфику

7.  Модель «Обучающий конкурс»

В основе этой модели лежит серия дистанционных обучающих конкурсов, задания которых созданы с учетом ФГОС и итоговых образовательных результатов по предмету.
Использовать эту модель можно в нескольких форматах: параллельно прохождению образовательной программы, с опережением или возвращаясь к уже изученному.
Конкурс выступает мотивирующей составляющей, повышающей познавательную активность и интерес к изучаемому предмету.
Апробация данной модели сейчас проводится Центром «Снейл» на базе нескольких Омских школ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *